Может быть несколько базовых сценариев, которые приводят к тому, что человек оказывается в состоянии чужеродности. Переживания отверженности в детстве имеют наиболее сильные и долговременные последствия, а также являются одной из важных причин когда у человека нет сил и энергии сделать свою жизнь успешной, и дающей чувство удовлетворения.
Люди могут описывать такое состояние следующими метафорами:
» Я всегда ребенок, прижавшись носом к окну, смотрю, как все во дворе хорошо проводят время, и мечтаю там быть, но не могу…»
» Я чувствую что не принадлежу этому миру, потому что моя семья меня не принимала, не считала близким и желанным… Так почему меня примут посторонние люди? Я для всех «чужой» и мне больно от этого…»
«Я могу быть в группе людей, но я никогда не чувствую себя своим в этой группе…»
Эти рассказы об отверженности, содержат печаль первоначального опыта, — это голоса тех людей, которые разделяли глубокое одиночество и изоляцию. Они чувствовали — и продолжают себя чувствовать — как посторонние. Поэтому у них нет сил и энергии двигаться дальше, чтобы адаптироваться в социуме.
Приведу пример некоторые случаи, когда ребенок попадает в состояние чужеродности:
- Ребенок, который физически и / или эмоционально отличается от других членов семьи: Аня была светловолосой, блондинкой и голубоглазой в семье, где у всех членов были темные волосы, темные глаза и более тяжелое телосложение. Эмоционально она была независимой по натуре ребенком типа «я сделаю это сама» . К сожалению, она родилась в семье во всем противоположной. Даже поведение женщин -членов семьи отличалось. Они были послушными и уступчивыми. И Аня каждый день слышала от них слова с укором, что она не похожа на них и чувствовала себя отвергнутой.
- Ребенок, который представлял для родителей личность, которую родитель глубоко возмущал: Оля имела сильное физическое сходство со своей бабушкой по отцовской линии, женщиной, которую мать Оли воспринимала как отвергающего и пренебрежительного человека. Оля стала объектом глубоко скрытого гнева и негодования, которые ее мать никогда не выражала в детстве. Но этот скрытый фон отвержения она каждый день чувствовала, и что самое плохое переняла его себе и теперь также обращается со своим ребенком. Она не способна подарить близкие и добрые отношения. И соответственно такая жизнь отнимает у Оли много сил и энергии и она чувствует себя несчастной.
- Ребенок, которого отвергают родители, потому что эмоциональная природа ребенка, перекликается с той же эмоциональной природой, которую родитель отверг (заблокировал) в себе. Отец постоянно придирался к Юре по непонятной причине. Отец, которого считали проницательным и безжалостным предпринимателем, чрезвычайно преуспел в накоплении довольно большого состояния, который олицетворял его успех.
Эта необычная динамика изменилась, когда отец сильно заболел и обратился к Юре за поддержкой и утешением. Отец отвергал Юру, потому что сын напоминал отцу ту эмоциональную часть его самого, которая была «мягкой и ранимой — девичья часть». Отцу же нужно было совсем противоположное — быть «мачо»! Юра платил дорогой ценой живя с таким отцом. Он был посторонним, эмоциональная цена — это глубокое одиночество и непричастность на всю жизнь. Он потерял силы и энергию, и не мог взростить в себе мотивацию и покорить высоты. Потому что основной источник мотивации был утерян еще в детстве.
Те дети, которые в младенчестве испытали надежную привязанность, с большей вероятностью, не будут особо переживать, когда в их жизни произойдет эпизод , отсутствия принадлежности — когда их отвергнут, это не скажется на их чувстве собственного достоинства. Они будут полны сил и энергии двигаться дальше.